Сказкотерапия в работе с дошкольниками
Сказка- один из жанров фольклора. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение с волшебным, героическим или бытовым сюжетом.
Сказкотерапия- особое направление в работе с детьми, где при анализе и использовании образов героев человек может побороть свои страхи и переживания. Для ребенка сказка- это своя особая реальность. И работая через эту реальность можно скорректировать проявления негативного.
Особо эффективной сказкотерапия является в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Сказка- один из доступных способов перенести свои переживания на кого-то другого и, наоборот, осознать свои переживания через окружающих.
Чем полезна сказка для детей:
- Дети начинают сравнивать себя со сказочными героями, и начинают чувствовать и понимать, что проблемы и переживания есть не только у них;
- Благодаря разнообразию сказочных образов, детям предлагают выход из сложных ситуаций и пути решения конфликтов;
- Дети получают поддержку и веру в себя.
Какие же виды сказок существуют (классификация Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой):
- Художественная сказка (способствует воспитанию нравственных и эстетических чувств: сопереживание, поддержка, взаимопомощь и т.д.);
- Дидактическая сказка (используется для преподнесения новых знаний: буквы, цифры, звуки);
- Диагностическая сказка (позволяет определить наличие проблем, характер и отношение к окружающему);
- Психокоррекционная (помогает корректировать поведение ребенка, изменяя неэффективный стиль поведения на более продуктивный, объясняя ребенку смысл происходящего, то есть ненавязчиво в сказочно-волшебной форме предлагается положительный пример поведения);
- Медитативная сказка (помогает в активизации позитивных эмоций, как правило, в таких сказках отсутствуют отрицательные герои и ситуации).
Сказкотерапия, как метод психотерапии, имеет свои достоинства. К ним можно отнести: отсутствие прямых нравоучений, образность и метафоричность языка, наличие тайны и волшебства, которые отодвигают границы возможного.
Кроме вышеперечисленного, данный метод имеет свою специфику. Она заключается в следующем:
- Возрастные ограничения (анализ и разбор ситуаций, которые присутствуют в сказках, лучше начинать проводить с 3-4 лет);
- Большую роль играют наше состояние и мироощущение, способность осознавать происходящие события и оценивать их;
- Интонация (доброжелательный и спокойный тон дает возможность добиться желаемого результата);
- Сказка должна соответствовать возрасту ребенка;
- Временное ограничение (для детей 4-5 лет сказка должна длиться 20-30 минут).
Занятия, проводимые с использованием сказки могут включать как всеми известные, так и выдуманные сказки. Со стороны поступки лучше видно, и ребенок сможет соотнести себя с героем. Самое главное- это преодолеть все трудные ситуации в сказке, чтобы и в реальном мире ребенок смог увидеть выход из сложных ситуаций.